Косово: есть ли выход из тупика?

 21 июля российский МИД выступил с заявлением, в котором выразил удовлетворение переговорным процессом по Косово. Днем ранее из Совета безопасности ООН был отозван очередной проект резолюции, предусматривающий постепенную реализацию плана Марти Ахтисаари. "Считаем, что это решение - шаг в правильном направлении", - подчеркнули в МИДе. "Новые раунды переговоров не должны быть ограничены по времени. Потребуются и разработка стимулов, которые бы подталкивали стороны к компромиссу, и использование дополнительных мер по реализации стандартов в крае, выполнению резолюции СБ ООН 1244 в полном объеме",- говорится в заявлении МИД РФ.
    Как пояснил глава ведомства Сергей Лавров, "принципиальная позиция Москвы - в пользу продолжения поиска переговорного решения проблемы Косово, которое было бы приемлемо для Белграда и Приштины". 19 июля Лавров встречался с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, где высказал надежду, что Генеральный секретарь посодействует переговорному решению косовской проблемы на основе международного права и согласия сторон.
    Теперь вопрос о статусе края вынесен на рассмотрение контактной группы, в состав которой входят Велико-британия, Франция, Германия, США, Италия и Россия.

 

 

    Сергей Маркедонов: "От российской позиции мало что зависит" kosovo.jpg
    Надо вообще отказаться от какого-либо оптимизма в подходе к косовской ситуации. Есть два хороших варианта разрешения ситуации в Косово: это либо геноцид, либо апартеид, так как на самом деле речь идет о выборе между этими категориями. Потому что во всех остальных промежуточных вариантах стороны будут недовольны. Косово будет недовольно тем, что им дали недостаточный уровень независимости, а для Белграда характерен политический консенсус разных сил в том, что Косово должно быть в составе Сербии. Хотя на простой вопрос, а где ресурсы для сербизации Косово и интеграции этого края, тоже никто ответа не даст.
    Я думаю, что с самого начала было всем понятно, что Белград и Приштина не договорятся. И я не знаю, кто бы этого не понимал. И также всем было понятно, что надежды на достижение компромисса в этом вопросе нет. И, по-моему, связывать позицию Белграда с Москвой тоже не совсем верно, поскольку Белград уже достаточно давно смотрит на Брюссель, а не на Москву.
    Поэтому сегодня ситуация во многом тупиковая. И от российской позиции, давайте честно говорить, мало что зависит. К тому же эта позиция еще и не последовательная. Потому что в прошлом году все, начиная с президента Путина, говорили о том, что косовский прецедент будет прецедентом для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. И тем самым показывали, что мы готовы к тому, что Косово обретет признание. Но в последнее время позиция изменилась , и мы стали выступать против ускоренного обретения Косово независимости. Таким образом, какой-то четкой стратегии мы здесь не видим.
    И мне кажется, что на самом деле косовского прецедента боятся все. Боится Европа, потому что есть не только и не столько постсоветское пространство, но есть и Каталония, страна басков, есть Фландрия, Трансильвания и т.д. Боится Россия, потому что прецедент этнического, я подчеркиваю, самоопределения на постсоветском пространстве, возможно, ударит и по России, которая тоже полиэтническая страна. И более того, частично построенная по этно-административному принципу.
    Этого боятся и Соединенные Штаты, потому что любая ломка статус-кво - это какие-то новые вызовы, и зачастую непрогнозируемые вызовы. А с учетом того, что Штаты существенно завязли в Ираке и в Афганистане, новые вызовы для них тоже опасны. Поэтому идет такой дипломатический футбол, и каждая из сторон на самом деле, мечтает переложить ответственность на кого-нибудь другого.
    Здесь есть иррациональный фактор: население Сербии сегодня не готово признать Косово не своей территорией. Вот главная причина! И будет ли Россия что-то делать или не будет, от этого ничего не изменится. От нее ничего не зависит! И от каких-то американских устремлений ничего не зависит. Есть почти полностью албанизированное Косово, которое желает независимости, причем не столько независимости в европейском понимании этого слова, сколько бесконтрольности в освоении европейских денег и всего остального - вот чего там желают. А Белград не желает терять свою историческую территорию, вот и все. И в такой ситуации ни Вашингтон, ни Москва ничего изменить не могут.
    И здесь, я еще раз повторяю, есть только два варианта окончательного решения проблемы Косово: это изгнание всех албанцев с территории, как это делал Милошевич, или, если сохранять территориальную целостность, создание абсолютно жесткого апартеидного государства, еще более апартеидного, чем Босния, где будет жить община албанцев отдельно, а община сербов - совершенно отдельно, без всякого общения, и т.д. Вот и все.

Сергей Маркедонов, заведующий отделом Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

    Виктор Кременюк: "В результате предоставления Косово суверенитета в Сербии восторжествует национализм"
    Я был недавно в Белграде, говорил с сербами, и они понимают, что ситуация складывается не в их пользу. Но, например, можно было бы подумать над тем, чтобы для Сербии, в обмен на решение этого вопроса, разрабатывались какие-то экономические программы, надо дать ей возможность надеяться на вступление в ЕС, со временем, конечно. То есть надо обрисовать сербам перспективу, а не все время держать их в прихожей или за дверью. Это ошибка и это неправильно. Это сербов ожесточает и усиливает в них чувство справедливости. И Запад должен понимать, что сегодня существует риск создания серьезного нарыва на Балканах, и мы предостерегаем его против принятия поспешного решения, к которому есть настрой в настоящий момент.
    Я вижу большой резон в нашей позиции по Косово. И главное здесь - не повторить ошибки Израиля. В свое время, когда ООН принимала решение о создании государства Израиль, они сказали: мы не можем консультироваться и вести переговоры с арабами. В итоге создали Израиль и 60 лет имеют там проблемы. И мне кажется, что в какой-то степени план Ахтисаари, отражающий позицию Запада, подразумевает создание там очередной болевой точки, которая будет существовать еще полвека, потому что в результате предоставления Косово суверенитета в Сербии восторжествует национализм, замешанный на антимусульманских, антиалбанских чувствах. И перспективы демократии в Сербии будут свернуты. Сербия станет страной, жаждущей реванша, и естественно, получит от нас оружие. И там начнется скрытая война, таким образом на юге Европы будет создан новый очаг напряженности. Чтобы избежать всего этого, надо обдумывать каждый шаг и не спешить…

Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады, профессор

    Евгений Минченко: "Надо громко заявлять, что мы поддерживаем принцип территориальной целостности"
    У нас изначально была позиция такая: пусть Косово обретает независимость, но тогда тот же самый принцип относится и к непризнанным республикам на постсоветском пространстве. И насколько я помню, два года назад это была сверхактуальная задача, проводились специальные форумы, принимались резолюции о том, что косовский прецедент должен стать основанием для урегулирования вопросов с Абхазией и Южной Осетией.
    Но потом Запад занял такую позицию, что Косово - это одно, а республики постсоветского пространства - совсем другое, и ситуация косовская - это не прецедент, а исключение. Соответственно, тогда наша дипломатия поменяла свою позицию и сказала: раз так, если это исключение, тогда мы это исключение допускать не будем и тогда мы выступаем за территориальную целостность.
    То есть, понимая, что не удается решить вопрос с этими так называемыми непризнанными государствами, с предоставлением им независимости, а фактически это невозможно, мы пришли к выводу, что нет смысла идти на уступки и в вопросах Косово. И если в одностороннем порядке независимость Косово признают США, то Россия ее однозначно не признает. То есть Россия, насколько я понимаю, была готова пойти на независимость Косово, но в размене с непризнанными государствами на территории бывшего СССР, а сейчас я в этом сомневаюсь.
    И вообще, я думаю, что сейчас всем стало понятно, что быстрого решения проблемы непризнанных государств на сегодняшний момент не существует. Соответственно, предпринимать какие-то резкие шаги абсолютно бессмысленно. Мой прогноз - что эта ситуация затянется лет на 10, на 20. Соответственно, с точки зрения мобилизации электората в ходе предстоящих избирательных кампаний 2007-2008 годов, насколько я понимаю, не планируется использовать эту тематику - собирания земель, воссоздания империи и т.д. Насколько я знаю, такие предложения были, и они были отвергнуты. Соответственно, нужно подождать и не форсировать решение этого вопроса. При этом надо не забывать громко заявлять о том, что мы всячески поддерживаем принцип территориальной целостности.

Евгений Минченко, генеральный директор Международного института политической экспертизы

    Александр Коновалов: "В Европе есть много мест, где границы в историческом плане являются спорными"
    Косово, если оно получает независимость даже де-факто, становится крайне опасным прецедентом. Потому что это будет первый случай после 1945 года, после окончания Второй мировой войны, когда границы Европы будут изменены силой. Границы в Европе уже менялись много раз с тех пор, и вообще, когда подписывался Хельсинкский акт в 1975 году, в Европе было 35 стран, плюс туда также включались Америка и Канада. А сейчас в Европе более пятидесяти стран официально признанных, и есть на подходе такая, как Косово.
    Но пока все изменения были следствием внутреннего развития. Государства делились, это их дело, никто им помешать не может. А вот Косово будет первым прецедентом, когда пришли люди с оружием, откусили кусок от страны, суверенной и признанной, и провозгласили его независимым государством.
    Если это будет так, то мы откроем ящик Пандоры, потому что после войны в Европе возникло очень много таких границ, которые были нарисованы как результат Второй мировой войны, а не как результат исторического развития. И у Польши такие границы. И есть проблема непризнанных государств, таких, как Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. И в общем в Европе есть много таких мест, где границы в историческом плане могут показаться спорными. И открыв такой ящик Пандоры, мы можем в Европе устроить такую бучу, что мало не покажется.
    Поэтому по Косово я вообще не вижу предмета договоренности в том плане, как это сегодня предлагает Запад - рассматривать Косово как уникальный случай, как чрезвычайно экстраординарное событие, хотя это на самом деле так, но как единичное. На мой взгляд, если Косово сделать независимым, то последствия этого решения будут крайне негативными.
 
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок

Новости
источник: weekly-news.ru