Как живут пенсионеры

По данным официальной статистики, на 1 января 2005 года в России насчитывалось 38,2 млн. пенсионеров и 29,1 млн. человек пенсионного возраста, что составляет, соответственно, 26,6% и 20,3% от численности всего населения страны. Иными словами, порядка 24% пенсионеров имеют возраст ниже пенсионного. Примерно треть из них приходится на получателей досрочных трудовых пенсий по старости, еще столько же - на получателей трудовых пенсий по инвалидности и чуть менее трети - на социальных пенсионеров, среди которых преобладают инвалиды, и пенсионеры по потере кормильца.

 

Пенсии растут, но зарплаты растут быстрее.
Падение реальной начисленной заработной платы на протяжении большей части 1990-х годов, за исключением 1992 года, было более значительным, чем падение реальной пенсии. Ситуация изменилась с 2002 года, когда введение новых правил индексации пенсий вкупе с регрессивной шкалой единого социального налога, пороги которого не индексировались, привело к тому, что темпы роста реальной пенсии начали отставать от темпов роста реальной начисленной заработной платы. Ставка замещения, то есть отношение среднего размера пенсии и средней заработной плате в экономике, накануне дефолта достигала почти 40%. Затем последовало ее резкое снижение - почти на 10 процентных пунктов, далее - легкое повышение. Но с 2002 года, т.е. с начала реформы, ставка замещения, описав дугу, опустилась ниже уровня кризисного 1999 года. Это совпало с общим оживлением экономики, которое позволило заметно снизить задолженность по выплате заработной платы и сократить уровень общей безработицы. В результате за последние пять лет материальное положение пенсионеров относительно трудоспособных категорий населения ухудшилось.

Неравенство в размерах пенсии и доходах пенсионеров.
Основной фактор дифференциации размеров пенсии - ее вид (основание). Если средний размер пенсии по старости в 2004 году превысил прожиточный минимум пенсионера на 19,7 процентного пункта, то размеры других видов пенсий оставались ниже этой планки: средняя пенсия по инвалидности составляла 85,2% ПМП, пенсия по случаю потери кормильца - 65,9%, социальная - 70,1%. Вариация между средними размерами пенсий по разным основаниям составила 3,3 раза, тогда как межрегиональная - 1,9 раз. Внутри видов пенсий дифференциация размеров очень маленькая, за исключением пенсии по инвалидности, размер которой более заметно увеличивается с возрастом, отражая больший трудовой вклад выходящих на пенсию.

Профиль бедности семей с пенсионерами.
Представлений о динамике реального размера пенсии или сравнений среднего размера пенсии с прожиточным минимумом недостаточно для того чтоб судить о влиянии размера пенсий на уровень бедности пенсионеров. В большинстве случаев пенсионер живет не один, и аккумуляция ресурсов и их потребление происходит на уровне домохозяйства.
По данным обследования НОБУС, 31,1% домохозяйств состоят исключительно из пенсионеров, в том числе 24,5% приходится на домохозяйства неработающих пенсионеров, т.е. те семьи, чей доход формируется прежде всего за счет поступлений из Пенсионного фонда. В состав еще 26,1% домохозяйств входят как пенсионеры, так и не пенсионеры. Таким образом, если в общей численности населения доля пенсионеров составляет порядка 26%, то все домохозяйства, имеющие в своем составе пенсионеров, составляют около 57% от общего числа семей.

Пенсионное обеспечение и доступ к занятости: что важнее для преодоления бедности?
Выигрыш от возможности совмещать получение пенсии и зарплаты концентрируется в смешанных домохозяйствах с пенсионерами трудоспособных возрастов. Именно их риски бедности возрастут, если ввести ограничения на право пенсионеров работать. Между тем само существование такого права является источником неравенства - между занятыми пенсионерами и не пенсионерами старших трудоспособных возрастов и между работающими и неработающими пенсионерами. В то же время отмена права пенсионеров работать, не подкрепленная изменениями в возрасте и условиях назначения пенсии, очевидно, приведет к оттоку пенсионеров с формального рынка труда, от чего проиграют и сами пенсионеры, и государство. Решением, как нам кажется, могло бы стать проведение политики постепенного повышения фактического возраста выхода на пенсию, включая создание профессиональных систем для лиц, выходящих на пенсию досрочно, совмещенное по времени с введением ограничений на совокупный доход работающих пенсионеров.

Кому достаются социальная помощь и льготы?
Доступ к дополнительному пенсионному обеспечению имеют в среднем члены 5,2% российских домохозяйств, причем среди домохозяйств неработающих пенсионеров эта доля увеличивается до 11,3%. И по охвату этой формой пенсионного обеспечения, и по размеру дополнительных пенсий видно, что бедные домохозяйства действительно имеют явные ограничения в доступе. Это подтверждается и при анализе доступа к дополнительному пенсионному обеспечению у семей с получателями разных видов государственных пенсий. Наибольший охват дополнительным пенсионным обеспечением - у семей с пенсионерами по старости. Дополнительную пенсию получает почти каждая пятая семья инвалидов и каждая десятая семья пенсионеров с инвалидами. Напротив, имеющие наибольшие риски бедности семьи с пенсионерами по случаю потери кормильца и социальными пенсионерами в среднем в два раза реже получают дополнительные пенсии, чем все пенсионеры. Это нормально, если понимать под дополнительным пенсионным обеспечением только те его формы, которые так или иначе связаны с трудовой деятельностью человека (индивидуальное и корпоративное негосударственное пенсионное обеспечение), однако в условиях России речь идет о надбавках к пенсиям, выплачиваемых из средств региональных бюджетов. Анализ показывает, что адресованы они прежде всего небедным домохозяйствам.

Насколько доступны услуги здравоохранения?
В целом в отношении доступа к большинству социальных программ и услуг наше исследование показало, что наибольшие риски уязвимости концентрируются в домохозяйствах с социальными пенсионерами, пенсионерами по инвалидности в трудоспособных возрастах и с пенсионерами по потере кормильца. Традиционные группы пенсионеров, вопреки распространенному мнению, имеют неплохой доступ не только к доходам из пенсионной системы, но и к ряду важных социальных программ

«Демоскоп.ру»
Новости
источник: weekly-news.ru