Нужен ли России ДОВСЕ?

    14 июля президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении участия России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). pvo-iran.jpgВ документе подчеркивается, что решение принято "в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими безопасность России". МИД России пояснил, что мораторий на соблюдение ДОВСЕ не означает полного прекращения диалога, и в случае решения спорных вопросов по модернизации документа Москва готова вернуться в договор.
    Какие последствия могут быть у этого решения? Означает ли выход России из договора, что отношения между нашей страной и Западом вновь начинают напоминать холодную войну? Можно ли как-то спасти ДОВСЕ? На эти вопросы отвечают авторитетные российские эксперты.

 

 

Сергей Ознобищев: "В наших отношениях с США отсутствует механизм партнерства"
    Сейчас у нас 2007 год, но ДОВСЕ до сих пор не ратифицирован, и мы снова и снова возвращаемся к разной оценке Стамбульского саммита 1999 года. Что, конечно же, свидетельствует о крайне низкой эффективности наших военно-политических отношений.
    До сих пор камнем преткновения являются два двусторонних протокола, которые подписаны Россией и Грузией, Россией и Молдовой в рамках этого Стамбульского саммита, хотя эти два соглашения не включены в само соглашение по обычным вооруженным силам. Они просто были согласованы в Стамбуле в связи с состоявшимся саммитом по настоянию молдавской и грузинской сторон. И тогда Ельцин поддался этому давлению и дал поручение такие протоколы принять.
    Но апелляция к этим протоколам и соглашениям, как к соглашениям, которые не позволяют ратифицировать ДОВСЕ, свидетельствует о непонимании и отсутствии режима партнерства в наших отношениях. Потому что на самом деле договоренности выполнены, и пусть Запад считает, что они частично выполнены и что там не выведены полностью наши контингенты из Приднестровья, но они там несут сугубо охранные и миротворческие функции и никак не нарушают режим ДОВСЕ.
    Поэтому есть формальная сторона дела - что что-то недовыполнено, но есть и реальная картина, что на сокращение численности в рамках ДОВСЕ это никак не влияет.
    А что касается наших ограниченных средств по вооружению и техники в Грузии, то оттуда давным-давно все выведено. Поэтому формально Запад может о чем-то говорить, но по существу говорить не о чем, и все это понимают. И если бы у нас были действительно партнерские отношения с США, то авторитета Вашингтона и сейчас хватило бы на то, чтобы эффективно приблизить этот ДОВСЕ-2 к ратификации. Но что-то разлажено в системе наших отношений, в них отсутствует механизм партнерства, о котором так много говорят, но не доказывают это делом.

Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок, заместитель председателя Ассоциации "Россия-США"

     Дмитрий Суслов: "Сегодня этот договор используется в качестве инструмента выкручивания России рук по проблеме непризнанных государств"
    Адаптированный договор ДОВСЕ подписывался и разрабатывался тогда, когда рmilex2005_16.jpgасширения НАТО еще не было, когда и Польша, и Чехия, и Румыния, и Болгария, и Эстония, Латвия и Литва не были членами НАТО. После того, как НАТО расширилась, этот договор уже де-факто устарел. Тогда попытались продлить его действенность тем, что НАТО взяла на себя джентльменское обязательство не расширять военную инфраструктуру к российским границам. Но тем не менее мы видим, что военная инфраструктура расширяется, и доказательством этого является размещение элементов американской системы ПРО в Европе. В такой ситуации этот договор действительно не имеет для России никакого смысла. И он действи-тельно очень во многом связывает России руки, Россия очень серьезно разоружилась как на северо-западном, так и на юго-западном направлении. А со стороны Запада расширение НАТО поставило все это под большой вопрос и фактически привело к выхолащиванию смысла этого соглашения. И я согласен с президентом в том, что этот договор уже не имеет большого смысла для России.
    Кроме того, этот ДОВСЕ сегодня используется в качестве инструмента выкручивания России рук по проблеме непризнанных государств. Говорится, что к договору присоединятся страны Балтии, которые до сих пор к нему не присоединились и присоединятся только после того, как Россия выполнит свои обязательства о выводе своих баз из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Но, во-первых, никакой действительно юридической увязки между этими двумя вопросами нет, а во-вторых, российские контингенты, находящиеся на территории непризнанных государств, осуществляют миротворческие миссии, которые регулируются совершенно другими форматами. Поэтому это требование Запада является необоснованным.
    Что касается российской позиции по поводу ДОВСЕ, то я действительно солидарен с тем, что договор об обычных вооруженных силах в Европе устарел, и даже уже адаптированный. То есть, может быть, не обязательно полностью выходить из него, а целесообразнее начать новый раунд консультаций и сделать адаптированный-адаптированный документ, то есть делать адаптацию договора после адаптации ДОВСЕ, и, таким образом, привести его к реальности после последнего расширения НАТО.
     Кстати, я напомню, что НАТО не отказывается от планов дальнейшего расширения, конгресс Соединенных Штатов поддерживает вступление Грузии в НАТО, и т.д. В этих условиях вообще бессмысленно говорить о том адаптированном ДОВСЕ, который существует с 1999 года.
    То есть если надо его адаптировать, то адаптировать к нынешней, а то и к будущей обстановке, то есть к обстановке после следующего расширения НАТО на страны бывшего СССР, если такое расширение состоится. И в этом я Путина поддерживаю.

Дмитрий Суслов, зам. директора Совета по внешней и оборонной политике

    Андрей Кокошин: "Мы будем идти своим собственным курсом"
    Подписание указа президента Путина о приостановке действия ДО-ВСЕ связано в том числе с решением сената США о строительстве системы противоракетной обороны в Европе. Запад должен понять, что это решение продиктовано необходимостью России обеспечить свою безопасность. Мы должны готовиться к тому, что будем идти своим собственным курсом, выстраивать новую систему обеспечения военной безопасности. У России есть для этого все возможности. Я думаю, нас поймут наши друзья и партнеры.
    В то же время нельзя не обратить внимание на низкий уровень понимания среди политиков стран ЕС и американских политиков ряда технических и оперативно-тактических вопросов, связанных с американскими планами развертывания компонентов ПРО в Европе, имеющими в свою очередь большое политическое и военно-стратегическое значение.
    Ряд характеристик американских противоракет позволяют специалистам подозревать, что они сравнительно легко могут быть трансформированы в сугубо наступательное оружие, в баллистические ракеты средней (промежуточной) дальности, в средства, которые запрещены советско-американским Договором о РСМД, которому в этом году исполняется двадцать лет.
    Достаточно вспомнить, что изначально новые ракеты-перехватчики для этой системы ПРО испытывались с применением ступеней межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен", что напоминает историю с созданием знаменитой в свое время советской БРСД "Пионер" (СС-20).
    Как считают некоторые эксперты, при соблюдении определенных условий эти новые американские системы ПРО, трансформированные в наступательные средства, могут обладать характеристиками (особенно подлетным временем), сопоставимыми с БРСД"Першинг-II", которые запрещены советско-американским Договором о РСМД. Этими действиями со стороны и США, и Польши закладывается мина под еще один режим - режим Договора о РСМД.

Андрей Кокошин, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
бывший секретарь Совета безопасности России

    Александр Бабаков: "Никто не собирается размахивать шашкой и разом разрубать установившиеся связи"
    Фракция "Справедливая Россия - Родина" в Государственной Думе поддерживает приостановление Россией своих обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Соответствующий законопроект Президент России Владимир Путин внес 23 июля на рассмотрение нижней палаты российского парламента.
    Позиция России по данному вопросу является ясной и логичной. Мы все эти годы полностью выполняли свои обязательства по Договору, а вот наши партнеры делали это, мягко говоря, не всегда. Поэтому фракция "Справедливая Россия - Родина", безусловно, проголосует в поддержку законопроекта Президента.
    При этом хочется отметить, что Россия в данном вопросе ведет себя взвешенно и разумно. Никто не собирается размахивать шашкой и разом разрубать установившиеся связи. Мы лишь берем паузу, которая, я уверен, поможет нашим партнерам пересмотреть свои подходы к развитию сотрудничества с Россией в этой важной сфере. 

Александр Бабаков, руководитель фракции "Справедливая Россия - Родина" в Госдуме,
Секретарь Президиума Центрального совета партии "Справедливая Россия"